Добавить в избранное
Лечение глаз Все про глаза и зрение

Аномалии рефракции

Рефракция глаза

  • Виды рефракции
  • Нарушения (аномалии) рефракции
  • Определение рефракции глаза

Рефракция глаза

Проходя через среды глаза, лучи света несколько раз преломляются, это явление получило название рефракция глаза. Насколько сильно будут преломляться лучи зависит от:

  • Кривизны хрусталика;
  • Кривизны роговицы;
  • Расстояния между хрусталиком и роговицей.

К светопреломляющему аппарату обaглaза.ру относит:

  • Хрусталик;
  • Роговицу;
  • Влагу камер глаза;
  • Стекловидное тело.

До того как световой луч достигнет сетчатки он проходит через преломляющие поверхности – переднюю и заднюю поверхности хрусталика и роговицы. В среднем наш глаз имеет преломляющую силу 59,92 диоптрии. Важное значение в рефракции глаза имеет длина оси глаза (ось глаза – расстояние между роговицей и желтым пятном), которая в среднем составляет 25,3 миллиметра.

Итак, рефракция глаза зависит от преломляющей силы глаза, длины оси, так же с их помощью определяется положение по отношению к сетчатке основного фокуса.

Виды рефракции

Виды рефракцииВиды рефракции

Различают три вида рефакции глаза:

  • Эмметропия, которая наблюдается в норме;
  • Близорукость;
  • Дальнозоркость.

В норме, как указывает оbaglаza, лучи света, отходящие от предмета, фокусируются непосредственно на сетчатке. Именно благодаря этому человеческий глаз может четко видеть предметы. Если же предмет находится близко, хрусталик изменяет свою кривизну, что увеличивает преломляющую силу, и фокусирует изображение предмета на сетчатке (это явление называется аккомодацией).

Нарушения (аномалии) рефракции

У людей, страдающих дальнозоркостью, глаза обладают слабой преломляющей силой. Изображения предметов фокусируются за сетчаткой, поэтому предметы, которые находятся близко, человек не видит, а которые далеко – видит плохо.

Близорукие глаза наоборот имеют большую преломляющую силу, поэтому изображения фокусируются перед сетчаткой и человек хуже видит предметы, которые расположены далеко.

Существуют степени нарушений (аномалий) рефракции, чем больше степень, тем хуже человек видит, тем большее расстояние от изображения к сетчатке.

Степени нарушений рефракции:

  • Слабая (до трех диоптрий);
  • Средняя (от 4 до 6 диоптрий);
  • Высокая (6 диоптрий и выше).

Существуют люди с близорукими глазами, которые имеют 25-30 диоптрий и выше.

Определение рефракции глаза

Для определения степени дальнозоркости или же близорукости, используется единица измерения, которая так же обозначает силу преломления оптических линз и стекол. Эта единица измерения, как уточняет oбaглазa.рy– диоптрия, а метод измерения называется рефрактометрией. Оптические линзы бывают собирательными, вогнутыми, рассеивающими и выпуклыми. Благодаря тому, что лучи света сначала преломляются в линзах, они улучшают зрение при нарушениях рефракции.

Еще один метод определения рефракции глаз – использование рефрактомеров, которые считаются более точными по сравнению с определением оптическими стеклами. Бывают разные рефракции в одном глазу, или одна рефракция разной степени. Например, по горизонтальной оси глаза – близорукость, а по вертикальной – дальнозоркость. Это зависит от неодинаковой кривизны роговицы глаза, которая бывает как врожденной, так и приобретенной. Разумеется, при этой аномалии рефракции глаза зрение значительно снижено. Этот дефект называется астигматизмом (с лат. «отсутствие точки фокусирования»).

Так же возможны разные нарушения рефракции в обоих глазах, к примеру, дальнозоркость правого глаза и близорукость левого. Такое нарушение получило название анизометропия, и может корректироваться при помощи оптических линз, очков, а так же оперативных вмешательств.

Если наблюдается нормальная рефракция в обоих глазах, зрение называется бинокулярным, или как добавляет оbaglаzа ru, стереоскопическим. Это зрение позволяет четко видеть окружающие предметы и правильно определять их пространственное местоположение.

Аномалии рефракции глаза

  • Виды патологии
  • Методы проведения исследований
  • Возрастные особенности
  • Проведение лечения
  • Коррекция
  • Проведение хирургического лечения
  • Выводы

Глаз – это действительно сложная система, которая обладает рефракцией. Она может быть клиническая и физическая. Все оптические системы могут иметь определенные неточности в своей работе. Если неточность в работе превысит свой порог, тогда могут образоваться проблемы рефракции глаза.

Аномалии рефракции глазаАномалия рефракции — это нарушение в преломлении лучей

Оптическая система практически каждого человека может иметь погрешности, к которым относят:

  1. Несферичность преломляющих поверхностей.
  2. Хрусталик может иметь неравномерную преломляющую среду.
  3. Центры преломляющих поверхностей не лежат на одной прямой.

Подобная совокупность несовершенств может создавать оптическую погрешность, которая имеет название физиологический астигматизм.

Виды патологии

Специалисты на протяжении длительного времени занимаются исследованием подобных патологий. Аномалии рефракции можно разделить на:

  • Аметропию – ее можно считать несоразмерной. Основной фокус не будет совпадать с сетчаткой. Аметропия также может иметь два вида, к которым относят близорукость и дальнозоркость.

АметропияАметропия — фокус не совпадает с сетчаткой

  • Физиологический астигматизм – суть заболевания заключается в том, что лучи будут скапливаться не в точку, а в фокусную область. В результате этого будет образовываться круг. Область фокуса также может характеризоваться глубиной и диаметром. Глубина в большинстве случаев также будет зависеть от ширины вашего зрачка. Благодаря фокусной области глаз сможет видеть на разнообразных расстояниях, даже во время отсутствия хрусталика.

Физиологический астигматизмФизиологический астигматизм — лучи скапливаются в фокусную область

  • Эмметропию – считается соразмерной. В случае возникновения этой аномалии основной фокус параллельных лучей будет лежать на сетчатке. Эта разновидность клинической болезни, которая считается наиболее безобидной. Острота подобного глаза будет 1.0, а в некоторых случаях еще выше.

ЭмметропияЭмметропия -фокус параллельных лучей лежит на сетчатке

  • Близорукость – это достаточно мощная проблема. Все лучи будут собираться в фокус сетчатки спереди. Из-за этого вы можете видеть расплывчатые предметы. У миопа в большинстве случаев острота зрения будет ниже 1.0.

БлизорукостьБлизорукость

  • Дальнозоркость – эта разновидность, которая считается слабой. Фокусировка лучей будет лежать за сетчаткой. Именно поэтому на сетчатке может образоваться размытая картинка. Для полноценной жизнедеятельности каждый человек обязательно должен видеть предметы на разном расстоянии. Если глаз будет одинаково фокусировать картинку на дальнем и близком расстоянии, тогда это можно назвать аккомодация.

ДальнозоркостьДальнозоркость — фокусировка лучей лежит за сетчаткой

  • Амблиопию – это еще одна аномалия рефракции глаза. Основной причиной ее возникновения считается то, что к сетчатке не будет поступать свет. Основной причиной возникновения считаются заболевания, которые могут повлиять на этот процесс.

Амбилиопия у детейАмблиопия приводит к тому, что один глаз будет видеть хуже второго

Разница может привести к тому, что мозг воспринимает картинки с обеих глаз. Именно поэтому в этом случае зрение будет бинокулярным. В большинстве случаев это заболевание может возникнуть в раннем возрасте.

Методы проведения исследований

Определить заболевание могут настоящие специалисты. Для упрощения процесса специалисты будут использовать глазные капли. Применение циклоплегических средств позволяет полностью исключить все искажения.

  1. Способ определения в большинстве случаев будет основываться на субъективности всех методов исследования.
  2. Острота зрения будет проверяться с помощью специальной линзы, которую прислоняют к глазам по очереди. Оптическая сила линзы, которая будет обеспечивать остроту зрения в 1.0 будет характеризовать величину.
  3. Близорукость можно подтвердить с помощью линзы (-).
  4. Дальнозоркость соответственно можно подтвердить с помощью линзы со знаком (+).
  5. Астигматизм подтверждают благодаря использованию цилиндрических линз. Их установка будет происходить на взаимно перпендикулярных меридианах.
  6. Если необходимо получить объективный способ определения, тогда офтальмологи применят рефрактометрию или скиаскопию.

Возрастные особенности

Во время проведения обследований также необходимо учитывать возрастные особенности. К основным особенностям относят то, что:

  • Наличие патологии у новорожденных определить практически невозможно. Именно поэтому обследование будет состоять только из определения наличия зрительной функции.
  • Первое определение остроты становится возможным только в 3.5 года.
  • До 65 летнего возраста остроту необходимо проверять каждые 2-4 года. После 65 лет ее проверяют каждые 2 года.

Проведение лечения

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие направления лечения патологий рефракции:

  1. Предупреждение всех осложнений, которые могут появиться впоследствии.
  2. Проведение консервативного лечения.

Коррекция

Корректировка аномалий рефракции глаза будет выполняться с использованием линз. Подбор в ношении обязательно должен быть грамотным. Если вы имеете проблему с близорукостью, тогда следует использовать рассеивающие линзы. Для дальнозоркости подойдут собирательные линзы. Максимальная оптическая сила должна обеспечивать остроту зрения в 1.0. При гиперметропии необходимо носить бифокальные изделия.

Зрительную работу во время использования линз следует проводить при оптимальных условиях. При близорукости каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв. При необходимости его можно сочетать с физическими упражнениями.

Проведение хирургического лечения

Медицинские технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. Именно поэтому теперь можно встретить микрохирургические методы лечения аномалий рефракции. Благодаря использованию эксимерлазерной коррекции специалисты избавили миллионы людей от использования очков.

Эксимерлазерная коррекцияПроведение эксимерлазерной коррекции

Выводы

К основным и наиболее известным методикам коррекции зрения можно отнести: фотореактивную каратэктомию и лазерный каратомилез. Эти операции считаются безболезненными и не вызывают никакого дискомфорта.

Теперь вы знаете, какие существуют аномалии рефракции глаза. Надеемся, что эта информация будет полезной и интересной.

Рекомендуем изучить: мерцание в глазах.

Советы доктора Бейтса по сохранению зрения у детей

Чтоб верно установить стратегию борьбы с нарушениями зрения, необходима правильная теоретическая база. Как видно, критерием истины является практика. Знакомство с последней наводит на печальные размышления. Все предлагавшиеся меры показали себя весьма неэффективными.

С каждым годом доля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помогают ни подробно разработанные правила зрительной деятельности, ни усилия врачей.

В чём дело? По гипотезе Бейтса, человек не может видеть с совершенным зрением того, что он не увидел ранее.

«"Когда глаз глядит на незнакомый объект, – пишет Бейтс, – он постоянно вроде бы напрягается, чтоб увидеть его. При этом постоянно возникает аномалия рефракции. Когда ребенок глядит на незнакомые надписи или фигуры на доске, удаленные географические карты, схемы или рисунки, ретиноскоп постоянно демонстрирует, что они становятся миопиками, впрочем их зрение при иных обстоятельствах может оказаться совершенно нормальным. То же самое случается и со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого объекта»

Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ребенка становятся миопическими. Если дать этому процессу продолжаться довольно длительное время, ученик непременно станет миопиком так надежно в нем укореняется привычка напрягаться при зрении вдаль.

Одновременно, определенные дети широко напрягаются, старательно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незнакомые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие увидеть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии.

Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводит к асимметричным изменениям в форме глазного яблока или асимметричному напряжению мышц глаза возникает та или другая форма астигматизма или косоглазия.

Ребенку нужно научиться расслаблять собственные глаза и психику всеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде на знакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степени расслабляются, положен в базу предложенного Бейтсом очень простого и очень эффективного упражнения на улучшению зрения детей.

В исполнении данного упражнения в условиях школы большую помощь могут оказать учителя. Так, когда система Бейтса была интегрирована в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йорка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались сами учителя.

Для данного они на каждом уроке выделяли всего 5-10 мин. для деятельности с проверочной таблицей. Сами учителя тоже занимались этими упражнениями, что дало возможность многим из них восстановить свое зрение. Суть упражнений сводится к следующем.

Упражнение 110 – для детей в классе

Проверочная таблица (к примеру, таблица Сивцева) вешается на стену классной комнаты, и ежедневно дети читают про себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих мест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе.

В первом случае 1 глаз закрывается ладонью руки т.о., чтоб избежать давления на глазное яблоко. Создавать это упражнение нужно, хотя бы, 1 раз в день. Детей с заметно плохим зрением нужно поощрять к более частому чтению проверочной таблицы.

Упражнение не отнимает много времени и довольно, чтоб улучшить зрение всех детей ч/з одну неделю или устранить все аномалии рефракции ч/з несколько месяцев, г. и к тому же.

Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение как минимум 5 мин. и перед началом занятий в школе. Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих очки, т.к. они должны находиться под попечением врача и тренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или в целом окажется бесполезной.

Главное лишь избегать ошибок при использовании проверочной таблицы. Типичной ошибкой, к примеру, является ее снятие со стены после окончания упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицу наизусть и займутся просто угадыванием букв.

Этим наиболее разрушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазам ежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами. Нужно давать возможность детям, выходя из класса на переменке, смотреть на эту таблицу близко.

Они достаточно заинтересованно относятся к этому упражнению. В первую очередь, их интересует, что же было на следующей (после последней строки, которую они сумели разглядеть) строке.

Тогда, возвратившись на собственные места и зная, какие там буквы, им будет проще увидеть эти строки и улучшить четкость прошлых. Тут они воспользуются мысленным представлением и вспоминанием.

Единственная ваша задача это предостеречь детей от приложения усилия при разглядывании строк. Не стоит опасаться, что дети выучат таблицу. Даже если это случится, ничего страшного не произойдет.

Единственным результатом данного будет то, что ребенок перестанет прикладывать какое-нибудь усилие увидеть буквы, т.к. он знает, какие из них там располагаются. Так, он будет применять расслабленное смотрение, которое на самом деле даст возможность ему видеть эти буквы.

Убедиться в том, что дети на самом деле видят эти буквы достаточно без труда довольно поменять проверочную таблицу на иную с другими буквами, однако того же размера. Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на эту таблицу, он успешно справится с ней.

Не заставляйте детей прочесть столько-то строк сейчас. Никакого принуждения не должно быть. Пускай читают столько строк, сколько смогут прочитать.

Упражнение 111 – игра с таблицей

Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок нередко обращается лицом, к примеру, в обеденной комнате. Если же заниматься в ходе приема пищи трудно, то повесьте таблицу напротив его постели или на стене кухни против двери, ч/з которую он, как правило, входит.

Она обязана висеть на хорошем освещении. Ваша задача заключается в том, чтоб превратить упражнения с таблицей в «легкую игру для зрения». Впервые позвольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может увидеть слова.

Предупредите его, что особенно стараться не нужно. Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что «в 1 прекрасный день он увидит все это без некоего усилий». После, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти поближе и прочесть последующую строку.

Не обращайте внимания на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты просто разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслабленного смотрения. Вспоминание помогает зрению. Не нужно думать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза желают видеть, они жаждут зрения.

Если ребенок упирается и не желает смотреть на таблицу, то причиной этого является, напряжение, скорее, вызванное принуждением, чем его плохое зрение. Следите тоже, чтоб ребенок не применял любых ухищрений, пытаясь увидеть.

Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице и хвалите его за любое новое достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а лишь только вспоминает ее. Когда он будет вспоминать ее в миг, когда глаза отдыхают на каком-то слове, он увидит его.

Когда ч/з несколько недель его интерес к таблице угаснет, было бы неплохо снова стимулировать его внимание, повесив новый набор слов. Предупредите его о нежелательности для глаз избегать некой перемены.

Однако, не делайте подобных изменений чересчур с большой скоростью, так как именно знакомство объектов, которые он рассматривает, является тем, что учит его расслабленному смотрению.

Когда он не сумеет уверенно прочесть какое-либо слово, покажите ребенку, какая поразительная вещь случается с его зрением, когда он проделает пальминг, «напишет носом» это слово, четко и верно, и после с глубоким дыханием вновь взглянет на него. Этот метод заметно улучшит на некоторое время зрение ребенка и послужит для него мощным стимулом к дальнейшим занятиям.

Приведенные упражнения с проверочной таблицей не единственное, которые вы можете применять для улучшения зрения детей. Р.С.Агарвал в качестве одного из упражнений для трехлетнего дальнозоркого ребенка рекомендовал следующее упражнение.

Упражнение 112 – на белом листе

Возьмите лист белой бумаги и нарисуйте на нем тушью ряды темных букв Е, размер которых должен уменьшаться с верхней стороны вниз (от 8 см в верхней части таблицы до 1,0 сантиметра в нижней ее части).

Буква при этом обязана смотреть в различных местах в различных направлениях наверх, вниз, влево, направо. Пускай ребенок читает эту таблицу с расстояний от 3 до 6 м от нее. Попросите его мягко моргать любой раз, когда он называет в каком направлении глядит буква Е.

В этом упражнении использованы абстрактные знаки (для ребенка это не буква Е, а абсолютно ничего не значащий знак-орнамент). В правой части таблицы Сивцева располагаются кружочки разных размеров с разрывом в различных местах с верхней стороны, сбоку или по бокам. Вы можете применять эту долю таблицы Сивцева для тренировки зрения детей.

Соляризация детей дается достаточно слабо, если того позволяет возраст. Хотя весьма мелкие дети, которых еще носят на руках, естественно, не понимают, что такое соляризация и как ее делать. Тогда Р.С.Агарвал рекомендует соляризовать их глаза так.

Упражнение 113 – солнце и зеркало

Возьмите ребенка т.о., чтоб солнечные лучи падали ему на лицо. После начните мягко качать его на солнечном свету.

Отдельные рекомендации сравнительно предупреждения косоглазия у детей мы привели в соответствующем разделе. Сказанное дополним советом М.Д.Корбетт о том, как нужно поступать в случае уже имеющегося косоглазия маленького ребенка.

Она советует приложить все усилия, чтоб все, что приковывает его внимание, происходило с позиции, противоположной направлению кошения глаз ребенка. Так, если у ребенка левый глаз косит внутрь, то все, что привлекает его интерес должно происходить слева от него.

Нужно, к примеру, почаще качать ребенка к зеркалу слева от него. За исключением этого, требуется по несколько раз в день прокачивать ребенка ч/з пестрый солнечный свет (как в упражнении № 113), а после делать ему собственными руками пальминг, посадив ребенка к себе на колени и оперев его спинку на себя.

При этом раскачивайте и убаюкивайте его так, как этого ему хочется. Глаза детей располагаются еще в стадии собственного развития, потому в этот период вы многое можете сделать для улучшения их зрения.

Обучая детей системе тренировки зрения, попробуйте все упражнения превратить в забавные развлечения-игры, чтоб ребенок сам стремился к их выполнению.