Добавить в избранное
Лечение глаз Все про глаза и зрение

Игры на зрение для школьников

Характеристика детей с нарушением зрения

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

1

Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением. У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения.

Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения. Овладение алфавитом, числами, умение ориентироваться по определённым знакам и обозначениям, помогают с самого раннего детства адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и далее по жизни. Есть такое понятие как тифлопедагогика, которая помогает детям с плохим зрением обучаться и получать полноценное образование наравне, со своими сверстниками. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербно, только потому, что обделён острым зрением.

Виды нарушений детского зрения

Детские нарушения зрительных органов имеют функциональный и органический характер.

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

  • deti-s-narusheniem-zreniyaБлизорукость или миопия. Это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Их поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
  • Дальнозоркость или гиперметропия. Здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
  • Косоглазие. Данное заболевание имеет характеристику отклонённой точки фиксации одного из глаз. У детей с подобным недугом снижается острота восприятия глаза с патологией, нарушается в целом восприимчивость обоих глаз. Способность видеть изображение как единое целое, становится невозможной. Причинами такого заболевания могут быть наследственность, психические травмы в виде испуга, болезни инфекционного характера, глазные аномалии и многие другие. Признаки начинают проявляться, как правило, уже в двухлетнем возрасте.
  • Астигматизм — очень распространённое заболевание у детей. Возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.
  • Нистагм или дрожание глаз. При данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок. Бывает, что глаза вращаются по — горизонтали, по — вертикали, или по кругу. Этот недуг плохо поддаётся лечению и считается сложным, так как причины лежат в поражениях гипофиза, мозжечка или продолговатого мозга. При нистагме дети имеют слабое зрение, и видят предметы нечёткими.

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства.

Наследственные повреждения, передающиеся по родословной. Здесь наиболее распространёнными являются катаракта, глаукома или дальтонизм.

lechenie-vrozhennoj-glaukomy

Приобретённые

Такие нарушения возникают уже после того, как ребёнок родился, и причинами являются инфекции, полученные травмы зрительных органов, тяжёлые заболевания.

Все виды нарушений могут иметь любой характер возникновения. Так, например, близорукость часто бывает как врождённой, так и приобретённой, это во многом зависит от признаков заболевания. То же самое и с другими видами слабого зрения.

Особенности развития

Известно, что благодаря глазам и острому зрению, человек способен получить до 90 процентов всю информацию о мире вокруг себя. При выпадении этого важного органа из комплекса воспринимающих систем включаются в работу с особой остротой те, которые способны заменить острых взор, это слух и осязание. Запахи и звуки для слабо видящего человека становятся главным путеводителями и помощниками в мире. Начинается своё формирование окружения, работают ужи и нос, мир начинает приобретать собственное обличие и значение.

opredelenie-vospriyatiya-mira-u-detej-s-ploxim-zreniem

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме. Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности.

Тем не менее, для слабовидящих детей огромную роль играет жизненная и физическая активность, в виде подвижных занятий, игр или развлечений. Это позволяет развить координацию до нужного уровня, за счёт неё, ребёнок сможет хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. Чувство мышечной силы, тонуса, стимулирует к движению, а также помогает улучшить зрение. Но, не стоит сильно усердствовать с физической нагрузкой, так как передозировка в этом смысле также может негативно сказаться на состоянии маленького человека.

Во время обучения жизненным навыкам и каким-либо конкретным действиям очень важно, чтобы ребёнок имел рядом «верную руку». Действие или движение должно дойти до автоматизма, это достигается многократным повторением.

Подбор игрушек для малышей со слабым зрением также имеет особое значение. Предметы должны быть яркими, крупного размера и иметь фактурную поверхность. Это помогает симуляции развития осязательных чувств и остаточного зрения. Музыкальные или шумовые игрушки будут особенно привлекательны и интересны, они позволят ребёнку запомнить предмет и создать определённый образ.

Физическое развитие детей со зрительной патологией

Если в семье есть ребёнок с дефектом зрения, не стоит ограничивать его в общении, внутрисемейные тесные контакты и связи только помогут ему и морально и психологически не стать отшельником, не почувствовать себя изгоем.

Психологическое развитие детей

Развитие слепого или слабовидящего ребёнка намного отличается от полноценного развития нормальных детей. Следует помнить о том, что существуют закономерности, которые невозможно изменить по известным причинам. Три положения, касающиеся дошкольника, которые нужно учитывать, и подходить к нему особенно:

  • Наблюдается отсталость в развитии как физическом, так и в умственном. Это обуславливается ограничением активности и невозможностью успеть везде и всюду, так как дети с острым зрением.
  • Определённые периоды и стадии развития слепого малыша не могут быть в то же время, что и у остальных. Здесь должна быть некая компенсация других органов чувств, и пока не произойдёт замены или компенсации, отсталость будет наблюдаться.
  • В жизни слепого малыша наблюдается некоторая непропорциональность в развитии личностных сторон, это касается речи, мышления, движения.
  • Существуют также проблемы с координацией движений, импульсивность и резкость движений характерна для слепых детей, так как навык ходьбы также приобретается намного позднее.

osobennosti-detej-s-narusheniem-zreniya

Профилактика

С самого первого периода появления ребёнка на свет, стоит совершить визит к глазному врачу для определения остроты зрения. Уже в возрасте 1 месяц, матери стоит показать дитя офтальмологу.

После диагностического обследования выявляются возможные проблемы врождённого характера. Очень важны рекомендации по профилактическим действиям с самого раннего возраста, если выявлены патологии. Ранняя диагностика – это возможность избежать многих проблем в будущем, особенно в школьный период.

В случае, если нарушения довольно серьёзные, врач предлагает родителям рассмотреть возможность посещения специализированных детских учреждений для обучения ребёнка. Существуют специальные детские сады и школы-интернаты, в которых слепые или слабовидящие дети могут обучиться при помощи специальных пособий и оборудования для адаптации.

Полезная литература для родителейПолезная литература для родителей

Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила:

  • Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты.
  • Делать специальную гимнастику для глаз.
  • Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора.
  • Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
  • Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.

ячмень на глазу причины появления и лечениеЯчмень на глазу: причины появления и лечение

Дистрофия сетчатки глаза, в частности периферическая, описана в этой статье.

Что такое кератит глаза http://eyesdocs.ru/zabolevaniya/keratit/vospalenie-rogovicy-glaza-opredelenie-i-lechenie.html

Видео

Выводы

Безусловно, для любого родителя, здоровый малыш – это счастье. Следует делать всё возможное, чтобы ребёнок родился крепким и здоровым, с отличным слухом и зрением. Диагностика на раннем периоде жизни позволит определить патологии разного характера, а внимание и забота поможет вашему малышу успешно подготовиться к жизни и стать полноценным её участником.

Также читайте про то, как оформляется инвалидность по зрению и что такое расфокусировка зрения.

Что вызывает появление дальнозоркости у детей

Детская дальнозоркость наряду с косоглазием и амблиопией относится к наиболее частым расстройствам зрения. Дети рождаются дальнозоркими, но со временем эта проблема, обычно, исправляется.

Ребенок с дальнозоркостью

Как лечится гиперметропия у детей, создает ли она какие-то ограничения?

Характеристика дальнозоркости

По МКБ-10 каждое заболевание и расстройство имеет свой код. Гиперметропия – код по международной системе классификации МКБ-10 – Н52.0.

Дальнозоркость – что это такое? Прежде всего, важно знать, что гиперметропия – это не болезнь. Это расстройство, характеризующееся изменениями формы и размера глазного яблока. Наиболее распространенной является осевая детская дальнозоркость, для которой типично отклонение в переднезадней оси глаза. Можно сказать, что дальнозоркие зрительные органы рассматриваются, как не полностью развитые, характерны задержкой в своем росте.

При рождении почти каждый человек в равной степени дальновидный, и с ростом всего тела увеличивается сагиттальная длина органа зрения. У новорождённых средняя длина глаза составляет около 18 мм, в два или три годика – уже 23 мм. От 4 лет до 14-летнего возраста ребёнка рост замедляется примерно на 0,1 мм в год. Длина глазного яблока в старшем возрасте составляет около 24 мм, что не относится к гиперметропии обоих глаз – в таком случае длина короче. Значение отклонения определяет степень расстройства. Степени у детей и взрослых классифицируются следующим образом:

  • гиперметропия низкой степени (плюс 2 диоптрии, +2D);
  • гиперметропия средней степени (плюс 5 диоптрий, +5D);
  • гиперметропия высокой степени (плюс 5 диоптрий и выше).

От степени расстройства зависит и лечение дальнозоркости у детей, выбор метода коррекции (первая степень, как правило, не требует коррекции, применяются специальные упражнения).

Гимнастика для глаз

Укорачивание переднезадней оси глаза редко превышает 2 мм. Уменьшение длины на один миллиметр представляет изменение преломления около плюс 3 диоптрий.

Важно! Улучшение зрения (в большинстве случаев) в детском возрасте отличает гиперметропию у детей от возрастной дальнозоркости, называемой пресбиопией.

Дальнозоркие новорождённые и развитие зрения

Естественная дальнозоркость у детей связана с формой глазного яблока. Новорождённые при рождении имеют несовершенное зрение. Их глаза незрелые, и внешний мир они воспринимают не четко. Поэтому нет никакого смысла говорить с ними на расстоянии большем, чем 25 см – они вас будут видеть размыто. Постепенно, медленно малыш строит зрительный контакт с окружающими людьми. В скором времени он может смотреть на предлагаемую игрушку, около 2 месяцев начнет следовать за ней взглядом. Иногда бывает так, что один глаз щурится, но в течение 6 месяцев не нужно беспокоиться – в это время развиваются детские глаза, взаимодействие обоих глаз и зрительных центров в головном мозге. Таким образом, дальнозоркость у детей до года не требует коррекции. Если у годовалого ребенка сохраняется определенная степень расстройства, нужны некоторые ограничения зрительного напряжения. Об этом предупреждает доктор Е.О. Комаровский, который также рекомендует чаще бывать с малышом на улице – это поспособствует ускорению улучшения зрения.

В возрасте шести лет маленький человек может видеть так же, как взрослый. До этого времени, однако, могут возникнуть ошибки, способные нарушить нормальное развитие зрения. Во время своего пребывания в роддоме, новорождённые в контексте общего исследования проходят скрининг для обнаружения катаракты. Критический период для зрительного развития – это первый год жизни, когда начинает формироваться бинокулярное зрение.

Как было упомянуто, врожденная дальнозоркость у детей – нормальное явление. Лишь примерно у 6% маленьких пациентов значения гиперметропии остаются повышенными, что в дальнейшей жизни может привести к косоглазию и амблиопии. Эти расстройства, как правило, диагностируются до 8 лет. Развитие зрения завершается в период полового созревания, около 15-летнего возраста.

Развитие расстройства

В случае присутствия дальнозоркости у детей, глаз не в состоянии сфокусировать зрение на близко. В общем, это расстройство проявляется так, что человек не имеет проблем с созерцанием удаленных объектов, но не может сосредоточить зрение на близких предметах. Дальнозоркие люди могут иметь проблемы с чтением и письмом, вырезанием, склеиванием…

Дальнозоркость у детей 1 года, чаще всего, вызвана врожденной краткостью переднезадней оси глазного яблока. Световые лучи преломляются за сетчаткой, а не на ней.

Как выглядит дальнозоркость

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Важно! Поскольку глаза способны частично компенсировать эту проблему за счет увеличения аккомодации, дальнозоркость у детей до 3 лет не может быть очевидной.

Расстройство вызывает повышенную утомляемость и головные боли от чрезмерной аккомодации. Дефектное зрение, как и любой офтальмологическое расстройство, может вызвать замедление психомоторного развития. Поэтому родителям с дальнозоркими детьми нужно проконсультироваться с офтальмологом. При необходимости лечащий врач назначит коррекцию.

Что вызывает гиперметропию

За многие случаи рефракционных расстройств, к которым относится и гиперметропия, ответственна генетическая предрасположенность. Но также люди страдают от дальнозоркости любой степени, не имея генетической предрасположенности к этому расстройству.

Кроме того, определенную роль в развитии дальнозоркости и ее степени играют экологические факторы. Однако, наследственность остается наиболее известной причиной, в особенности высших форм этого расстройства (как и других офтальмологических болезней).

Следующими факторами, участвующими в формировании дальнозоркости, являются:

  • плоская роговица;
  • недостаточное значение преломления;
  • маленькая толщина линзы;
  • врожденный маленький зрительный орган (микрофтальм);
  • короткая длина сагиттальной оси глаза;
  • воздействие некоторых лекарств;
  • травмы.

Дальнозоркость также может быть вызвана некоторыми заболеваниями (рак, отслойка сетчатки и т.д.). У пожилых людей провоцирующими факторами является уменьшение преломления линзы, диабет. Смещение линзы назад из-за болезни или травмы, афакия (отсутствие интраокулярной линзы – хрусталика) также может быть причиной гиперметропии.

Как определить дальнозоркость у малыша

Внимательными должны быть все родители, особенно в семьях, где в анамнезе имеются расстройства зрения. Здесь существует высокая вероятность унаследования офтальмологического нарушения. Многие родители, однако, сосредоточиваются на расстройстве в тот момент, когда дети начинают ходить в школу, могут возникать проблемы в отношении школьных занятий.

Дальнозоркость у ребенка в 2 года может выражаться следующим образом:

  • во время игры он приближает предметы к глазам, меняет расстояние рассмотрения;
  • при рисовании наклоняет голову над столом;
  • малыш имеет неестественный наклон головы – таким образом он может компенсировать косоглазие;
  • периодически закрывает один глаз;
  • дальнозоркие дети быстро устают при деятельности на близких расстояниях;
  • они не сосредоточивают внимание на деталях (на картинках, игрушках);
  • садятся, как можно, ближе к телевизору;
  • ошибочно определяют расположение предметов.

Важно! В случае возникновения каких-либо сомнений, проконсультируйтесь с педиатром или офтальмологом. Он оценит присутствие и степень расстройства в раннем возрасте, и порекомендует возможности, как можно исправить.

Как помочь малышу

Ниже представлены некоторые советы, соблюдение которых поможет сохранить здоровье глаз и зрение.

  1. Ежедневное пребывание на естественном дневном свете – научные исследования указывают на то, что каждый человек должен проводить, как минимум 30-60 минут в день на открытом воздухе, при естественном дневном свете. Это правило не означает прямого воздействия солнечного света!
  2. Ограничьте просмотр телевизора и игры на компьютере. Они являются источниками искусственного света, непосредственно влияющего на качество нарушенного зрения. Максимальный срок для ТВ/компьютера – 30 минут/день в общей сложности.
  3. Включите в дневной режим физическую активность. Вид деятельности не имеет значения – важна оксигенация организма, предпочтительно, на открытом воздухе.
  4. Если малыш уже носит очки при дальнозоркости, пусть снимает их всякий раз, когда это возможно.
  5. Обеспечьте сбалансированный рацион, богатый витаминами и минералами. Включите в него, как можно, больше свежих фруктов и овощей (особенно, полезны листовые зеленые овощи – шпинат, капуста, салат и т.д.). Избегайте белого сахара (сладости, газированные напитки) – его можно заменить тростниковым сахаром. Следите за соблюдением питьевого режима.

Правильное питание

Контактные линзы и очки

С какого возраста можно носить контактные линзы? Возраст не является лимитирующим фактором использования линз, это личный вопрос, зависим от определенного ребенка, его мотивации, ответственности и умения использовать контактные линзы. Лечение дальнозоркости у детей младшего возраста предполагает ношение очков, дети старшей возрастной группы могут использовать линзы.

Линзы, как правило, носятся в течение всего дня. Режим ношения очков определяется врачом в зависимости от определенного состояния. Обычно, при низких степенях дальнозоркости можно носить очки только в школе; в случае средней или высокой степени расстройства, возможно придётся носить их постоянно. Важную роль играет наличие связанного косоглазия, амблиопия или астигматизма – при этих расстройствах коррекция, в основном, постоянная.

Советы доктора Бейтса по сохранению зрения у детей

Чтоб верно установить стратегию борьбы с нарушениями зрения, необходима правильная теоретическая база. Как видно, критерием истины является практика. Знакомство с последней наводит на печальные размышления. Все предлагавшиеся меры показали себя весьма неэффективными.

С каждым годом доля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помогают ни подробно разработанные правила зрительной деятельности, ни усилия врачей.

В чём дело? По гипотезе Бейтса, человек не может видеть с совершенным зрением того, что он не увидел ранее.

«"Когда глаз глядит на незнакомый объект, – пишет Бейтс, – он постоянно вроде бы напрягается, чтоб увидеть его. При этом постоянно возникает аномалия рефракции. Когда ребенок глядит на незнакомые надписи или фигуры на доске, удаленные географические карты, схемы или рисунки, ретиноскоп постоянно демонстрирует, что они становятся миопиками, впрочем их зрение при иных обстоятельствах может оказаться совершенно нормальным. То же самое случается и со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого объекта»

Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ребенка становятся миопическими. Если дать этому процессу продолжаться довольно длительное время, ученик непременно станет миопиком так надежно в нем укореняется привычка напрягаться при зрении вдаль.

Одновременно, определенные дети широко напрягаются, старательно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незнакомые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие увидеть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии.

Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводит к асимметричным изменениям в форме глазного яблока или асимметричному напряжению мышц глаза возникает та или другая форма астигматизма или косоглазия.

Ребенку нужно научиться расслаблять собственные глаза и психику всеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде на знакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степени расслабляются, положен в базу предложенного Бейтсом очень простого и очень эффективного упражнения на улучшению зрения детей.

В исполнении данного упражнения в условиях школы большую помощь могут оказать учителя. Так, когда система Бейтса была интегрирована в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йорка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались сами учителя.

Для данного они на каждом уроке выделяли всего 5-10 мин. для деятельности с проверочной таблицей. Сами учителя тоже занимались этими упражнениями, что дало возможность многим из них восстановить свое зрение. Суть упражнений сводится к следующем.

Упражнение 110 – для детей в классе

Проверочная таблица (к примеру, таблица Сивцева) вешается на стену классной комнаты, и ежедневно дети читают про себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих мест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе.

В первом случае 1 глаз закрывается ладонью руки т.о., чтоб избежать давления на глазное яблоко. Создавать это упражнение нужно, хотя бы, 1 раз в день. Детей с заметно плохим зрением нужно поощрять к более частому чтению проверочной таблицы.

Упражнение не отнимает много времени и довольно, чтоб улучшить зрение всех детей ч/з одну неделю или устранить все аномалии рефракции ч/з несколько месяцев, г. и к тому же.

Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение как минимум 5 мин. и перед началом занятий в школе. Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих очки, т.к. они должны находиться под попечением врача и тренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или в целом окажется бесполезной.

Главное лишь избегать ошибок при использовании проверочной таблицы. Типичной ошибкой, к примеру, является ее снятие со стены после окончания упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицу наизусть и займутся просто угадыванием букв.

Этим наиболее разрушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазам ежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами. Нужно давать возможность детям, выходя из класса на переменке, смотреть на эту таблицу близко.

Они достаточно заинтересованно относятся к этому упражнению. В первую очередь, их интересует, что же было на следующей (после последней строки, которую они сумели разглядеть) строке.

Тогда, возвратившись на собственные места и зная, какие там буквы, им будет проще увидеть эти строки и улучшить четкость прошлых. Тут они воспользуются мысленным представлением и вспоминанием.

Единственная ваша задача это предостеречь детей от приложения усилия при разглядывании строк. Не стоит опасаться, что дети выучат таблицу. Даже если это случится, ничего страшного не произойдет.

Единственным результатом данного будет то, что ребенок перестанет прикладывать какое-нибудь усилие увидеть буквы, т.к. он знает, какие из них там располагаются. Так, он будет применять расслабленное смотрение, которое на самом деле даст возможность ему видеть эти буквы.

Убедиться в том, что дети на самом деле видят эти буквы достаточно без труда довольно поменять проверочную таблицу на иную с другими буквами, однако того же размера. Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на эту таблицу, он успешно справится с ней.

Не заставляйте детей прочесть столько-то строк сейчас. Никакого принуждения не должно быть. Пускай читают столько строк, сколько смогут прочитать.

Упражнение 111 – игра с таблицей

Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок нередко обращается лицом, к примеру, в обеденной комнате. Если же заниматься в ходе приема пищи трудно, то повесьте таблицу напротив его постели или на стене кухни против двери, ч/з которую он, как правило, входит.

Она обязана висеть на хорошем освещении. Ваша задача заключается в том, чтоб превратить упражнения с таблицей в «легкую игру для зрения». Впервые позвольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может увидеть слова.

Предупредите его, что особенно стараться не нужно. Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что «в 1 прекрасный день он увидит все это без некоего усилий». После, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти поближе и прочесть последующую строку.

Не обращайте внимания на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты просто разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслабленного смотрения. Вспоминание помогает зрению. Не нужно думать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза желают видеть, они жаждут зрения.

Если ребенок упирается и не желает смотреть на таблицу, то причиной этого является, напряжение, скорее, вызванное принуждением, чем его плохое зрение. Следите тоже, чтоб ребенок не применял любых ухищрений, пытаясь увидеть.

Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице и хвалите его за любое новое достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а лишь только вспоминает ее. Когда он будет вспоминать ее в миг, когда глаза отдыхают на каком-то слове, он увидит его.

Когда ч/з несколько недель его интерес к таблице угаснет, было бы неплохо снова стимулировать его внимание, повесив новый набор слов. Предупредите его о нежелательности для глаз избегать некой перемены.

Однако, не делайте подобных изменений чересчур с большой скоростью, так как именно знакомство объектов, которые он рассматривает, является тем, что учит его расслабленному смотрению.

Когда он не сумеет уверенно прочесть какое-либо слово, покажите ребенку, какая поразительная вещь случается с его зрением, когда он проделает пальминг, «напишет носом» это слово, четко и верно, и после с глубоким дыханием вновь взглянет на него. Этот метод заметно улучшит на некоторое время зрение ребенка и послужит для него мощным стимулом к дальнейшим занятиям.

Приведенные упражнения с проверочной таблицей не единственное, которые вы можете применять для улучшения зрения детей. Р.С.Агарвал в качестве одного из упражнений для трехлетнего дальнозоркого ребенка рекомендовал следующее упражнение.

Упражнение 112 – на белом листе

Возьмите лист белой бумаги и нарисуйте на нем тушью ряды темных букв Е, размер которых должен уменьшаться с верхней стороны вниз (от 8 см в верхней части таблицы до 1,0 сантиметра в нижней ее части).

Буква при этом обязана смотреть в различных местах в различных направлениях наверх, вниз, влево, направо. Пускай ребенок читает эту таблицу с расстояний от 3 до 6 м от нее. Попросите его мягко моргать любой раз, когда он называет в каком направлении глядит буква Е.

В этом упражнении использованы абстрактные знаки (для ребенка это не буква Е, а абсолютно ничего не значащий знак-орнамент). В правой части таблицы Сивцева располагаются кружочки разных размеров с разрывом в различных местах с верхней стороны, сбоку или по бокам. Вы можете применять эту долю таблицы Сивцева для тренировки зрения детей.

Соляризация детей дается достаточно слабо, если того позволяет возраст. Хотя весьма мелкие дети, которых еще носят на руках, естественно, не понимают, что такое соляризация и как ее делать. Тогда Р.С.Агарвал рекомендует соляризовать их глаза так.

Упражнение 113 – солнце и зеркало

Возьмите ребенка т.о., чтоб солнечные лучи падали ему на лицо. После начните мягко качать его на солнечном свету.

Отдельные рекомендации сравнительно предупреждения косоглазия у детей мы привели в соответствующем разделе. Сказанное дополним советом М.Д.Корбетт о том, как нужно поступать в случае уже имеющегося косоглазия маленького ребенка.

Она советует приложить все усилия, чтоб все, что приковывает его внимание, происходило с позиции, противоположной направлению кошения глаз ребенка. Так, если у ребенка левый глаз косит внутрь, то все, что привлекает его интерес должно происходить слева от него.

Нужно, к примеру, почаще качать ребенка к зеркалу слева от него. За исключением этого, требуется по несколько раз в день прокачивать ребенка ч/з пестрый солнечный свет (как в упражнении № 113), а после делать ему собственными руками пальминг, посадив ребенка к себе на колени и оперев его спинку на себя.

При этом раскачивайте и убаюкивайте его так, как этого ему хочется. Глаза детей располагаются еще в стадии собственного развития, потому в этот период вы многое можете сделать для улучшения их зрения.

Обучая детей системе тренировки зрения, попробуйте все упражнения превратить в забавные развлечения-игры, чтоб ребенок сам стремился к их выполнению.