Добавить в избранное
Лечение глаз Все про глаза и зрение

Формирование бинокулярного зрения у детей

Содержание

Нормальное зрение здорового человека

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Бинокулярное зрение является нормой для каждого здорового человека. Это возможность видеть окружающий мир двумя глазами с формированием единого зрительного образа. Оно дает объем и глубину восприятия, возможность ориентироваться в пространстве, различать объекты, понимать, как они расположены. Бинокулярная зрительная функция обязательна для профессии водителя, летчика, хирурга.

Чтобы понимать разницу между стереоскопическим и бинокулярным зрением, нужно знать о том, что стереоскопия — одно из качеств бинокулярного зрения, отвечающее за объемность восприятия предметов.

Бинокулярный механизм

У новорожденного нет бинокулярного зрения, поскольку у него плавающие глазные яблоки. Нет такого зрения и у пациентов, страдающих болезнями сетчатки или хрусталика глаза. В любом случае, чтобы ответить на вопрос, есть ли у человека возможность видеть двумя глазами, проводят специальное тестирование.

Зрение одним и двумя глазами

Итак, бинокулярным называют зрение обоими глазами, а монокулярным — одним. Только способность видеть двумя глазами дает человеку возможность адекватно воспринимать предметы вокруг себя, используя стереоскопическую функцию. Глаза являются парным органом и их совместная работа позволяет оценивать все, что находится вокруг с точки зрения объема, расстояния, формы, ширины и высоты, различать цвета и оттенки.

Монокулярное зрение позволяет воспринимать окружающую среду только косвенно, без объема, на основании размера и формы предметов. Человек, видящий одним глазом, не сможет налить воду в стакан, вдеть нитку в ушко.

Только оба вида зрения создают полную картину обозримого пространства и помогают в ней ориентироваться.

Механизм действия

Стереоскопическое зрение создается с помощью фузионного рефлекса. Он способствует соединению двух картин с обеих сетчаток в одно изображения путем их слияния. Сетчатка левого и правого глаза имеют идентичные (корреспондирующие) и несимметричные (диспаратные) точки. Для объемного зрения важно, чтобы изображение падало на идентичные токи сетчаток. Если изображение попадает на диспаратные точки сетчатки, возникнет двоение.

Чтобы получить единый образ должны быть выполнено несколько условий:

  1. изображения на сетчатке должны быть идентичны по форме и размеру;
  2. должны падать на корреспондирующие участках сетчатки.

При выполнении данных условий у человека формируется четкое изображение.

Формирование зрительной способности

С первого дня рождения движения глазных яблок у младенца не согласованы, поэтому бинокулярное зрение отсутствует. Спустя шесть-восемь недель со дня рождения ребенок уже может фокусироваться на предмете обоими глазами. В три-четыре месяца у малыша появляется фузионный рефлекс.

Видеть обоими глазами в полном объеме ребенок начинает к двенадцати годам. Именно из-за этого косоглазие (косоглазие) характерно для детей, которые ходят в ясли или детский сад.

Признаки нормального бинокулярного зрения

У здоровых людей оно характеризуется рядом признаков:

  • Полностью сформированным фузионным рефлексом, который дает возможность производить бифовеальное слияние (фузию).
  • Согласованным функционированием глазодвигательных мышечных тканей, которое обеспечивает параллельное расположение глаз при направлении взгляда на отдаленные объекты и конвергенцию зрительных осей при рассмотрении близко находящихся объектов. Кроме того обеспечивает одновременное движение глаз при наблюдении за передвигающимся предметом.
  • Нахождением зрительного аппарата в одной фронтальной и горизонтальной плоскостях. Если один глаз смещается в результате травмы или воспаления, происходит деформация симметричности слияния зрительных обзоров.
  • Острота зрения минимум 0,3 – 0,4. Так как таких показателей вполне хватит, чтобы сформировать изображение с четкими очертаниями на сетчатой оболочке.
  • На обеих сетчатках должны быть одинаковые величины изображений (изейкония). При разной рефракции глаз (анизометропии) появляются неодинаковые изображения. Чтобы сохранить способность видеть обоими глазами степень анизометропии должна быть не больше трех диоптрий. Важно учитывать этот параметр при подборе очков или контактных линз. С разницей между двумя линзами больше 3,0-х диоптрий, даже с высокой остротой зрения, человек не будет иметь бинокулярного зрения.
  • Роговица, хрусталик и стекловидное тело должны быть полностью прозрачными.

Проверка бинокулярного и монокулярного зрения

Для проверки наличия у человека бинокулярной способности разработано несколько методик:

Опыт Соколова

Данная методика носит другое название – «дыра в ладони».

Что нужно сделать:

Суть методики состоит в том, что к правому глазу пациента приставляется свернутый лист бумаги, через который он должен рассматривать отдаленные предметы. В это время левую руку вытягиваю так, чтобы ладонь находилась на расстоянии 15 см от левого глаза. То есть человек видит «ладонь» и «тоннель». Если бинокулярное зрение есть, то изображения накладываются друг на друга и кажется, будто в ладони есть дыраа, через которую мы видим картинку.

Способ Кальфа

Иное название методики – проба с промахиванием.

Для того, чтобы определить наличие бинокулярного зрения с помощью этого метода вам понадобится два длинных предмета (например 2 ручки или 2 карандаша). Но в принципе можно воспользоваться и своими же пальцами, правда точность немного снизится.

Что делать:

  • Возьмите карандаш в одну руку и держите его горизонтально.
  • В другую руку возьмите второй карандаш и держите его вертикально.
  • Разведите их на разное расстояние, поводите руками в разные стороны, чтобы запутать себя, а после этого попытайтесь свести кончики карандашей.

Если у вас есть стереоскопическое зрение, то такая задача выполняется достаточно просто. При отсутствии данной способности вы будете промахиваться. Чтобы убедиться в этом можно повторить тот же опыт с закрытым глазом. Так как при работе только одного глаза нарушается 3D восприятие.

«Чтение с карандашом»

Понадобится: книга и карандаш.

Инструкция:

  • В одну руку нужно взять книгу, а другую карандаш, разместив его на фоне страниц книги.
  • Карандаш должен закрывать некоторые буквы.
  • При наличии бинокулярной способности, пациент может прочитать текст даже несмотря на препятствие. Происходит это за счет слияния картинок в обзоре.

Четырехточечный цветотест

Наиболее точное исследование бинокулярного зрения производят с помощью четырехточечного цветотеста. Он основан на том, что зрительные обзоры можно разделить, используя цветные фильтры. Для этого нужно два предмета, которые окрашены в зеленый цвет и по одному красной и белой окраской. На исследуемого нужно надеть очки, с одним красным, а другим зеленым стеклом.

  • Если у обследуемого есть бинокулярное зрение, то он будет видеть только красные и зеленые цвета предметов. Объект же белого цвета будет казаться красно-зеленым, потому что восприятие происходит обоими глазами.
  • Если один глаз ведущий, то белый предмет примет цвет линзы напротив этого глаза.
  • Если у пациента одновременное зрение (т.е. зрительные центры получают импульсы то от одного, то от второго глаза), он увидит 5 объектов.
  • Если же у обследуемого монокулярное зрение, то воспринимать он будет только те объекты, которые окрашены в тот же цвет, что и линза в видящем глазу, не читая бесцветный предмет, который будет того же цвета.

Четырехточечный цветотест

Косоглазие

Косоглазие (страбизм, гетеротропия) – недуг, характеризующийся несформированным бинокулярным зрением двух глаз. Происходит это потому, что один глаз отклоняется в ту или иную сторону из-за слабости мышечного аппарата.

Виды (классификация) косоглазия

Косоглазие может спровоцировать ослабление одной или нескольких глазодвигательных мышц, подразделяясь на:

  • Сходящееся (эзотропия) – при нем будет наблюдаться отклонение глазного яблока к переносице;
  • Расходящееся (экзотропия) – отклонение органа зрительного аппарата происходит в сторону височной области головы;
  • Одностороннее – отклоняется только один глаз;
  • Попеременное – происходит поочередное отклонение обоих глаз.

Если у пациента есть бинокулярное зрение, но один или оба глаза отклонены от нормального положения это может говорить о наличии у него ложного (мнимого или скрытого) косоглазия (псевдострабизма).

Мнимое косоглазие

Оно характеризуется большой величиной расхождения между зрительной и оптической осями. Также центры роговицы могут смещаться в одну из сторон. Но лечение в этом случае не требуется.

Скрытое косоглазие

Страбизм такого вида может проявляться периодически, когда взгляд не фиксируется на каком-нибудь предмете.

Проверяется данный вид патологии следующим образом:

Пациент фиксирует взгляд на одном движущемся предмете и прикрывает глаз рукой. Если глаз, который прикрыт, следует за траекторией движения предмета, то это указывает на скрытое косоглазие у пациента. Данный недуг не требует лечения.

Бинокулярное зрение является нормой для здорового человека и основой его жизнедеятельности, как в бытовом, так и в профессиональном плане.

Вам будет это интересно:

Классификация нарушений зрения у детей и взрослых

0

По статистике, в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют пониженное зрение.

Проблемы со зрением у многих начинаются ещё с детства. В связи с этим очень важная роль отводится проведению профилактических мероприятий и своевременному принятию мер, нацеленных на предотвращение нежелательных последствий. 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.

Определение зрения

Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

Зрение человека — это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями.

Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.

Виды нарушений

Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

Миопия (близорукость)

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.

Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.

Гиперметропия (дальнозоркость)

Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.

Астигматизм

При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.

Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Косоглазие (страбизм)

Косоглазие — это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.

Амблиопия

В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.

Ребенок с аблиопией

Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.

По степени нарушений

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:

  • Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
  • Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
  • Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
  • Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:

  1. Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
  2. Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Проблемы со зрением у детей

Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка

Если острота детского зрения снижена, развитие малыша может существенно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении чрезвычайно важны. Проблемы со зрением у ребёнка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада. Запускать эти проблемы ни в коем случае нельзя.

Причины возникновения

Лечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Стрессы;
  • Пониженный уровень гемоглобина;
  • Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
  • Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.

Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.

Любое нарушение зрения или заболевание глаз у ребёнка требует незамедлительного обращения к врачу. Помните: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем, независимо от причины нарушения зрения у детей. Сохранение зрения у детей является важной обязанностью родителей.

Особенности психоэмоционального развития

Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:

  • У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
  • Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
  • Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
  • Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
  • Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Особенности физического развития

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Из-за этого мышцы рук оказываются вялыми или, наоборот, слишком напряжёнными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Проблемы со зрением у взрослых

Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.

Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:

  • Амблиопия (описана выше в статье);
  • Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
  • Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный симптом – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.

Причины возникновения

Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

  1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
  2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
  3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:

  • Активная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
  • Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
  • Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
  • Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
  • Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
  • Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.

Особенности психоэмоционального развития

Психика слепых и слабовидящих людей существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью.

Нарушение зрения и его крайняя форма — слепота — значительно сужает сферу чувственного познания и может повлиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Многие исследователи отмечают, что слепота влечёт за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Такие выводы были сделаны в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, а также слепорождённых и рано ослепших людей.

Особенности физического развития

Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека — активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это явление объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать всё окружающее, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых людей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.

Когда дают инвалидность

Плохое зрение и невозможность обходиться без посторонней помощи тоже являются одной из причин, по которым человеку дается инвалидность.

Определение группы инвалидности по зрению является прерогативой офтальмолога.

I группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени — полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.

II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:

  • острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
  • сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.

При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.

окулохель глазные капли инструкцияГлазные капли Окулохель с инструкцией

Глазные капли от глаукомы и глазного давления Трусопт представлены в этой статье.

Что делать, если появился ячмень на глазу расскажет эта статья.

Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:

  • снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
  • односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.

Инвалиды третьей группы — это слабовидящие люди.

Несовершеннолетним гражданам с 1-3 группой инвалидности присваивается статус «ребёнок-инвалид».

Видео

Выводы

Таким образом, дефект нарушение зрения представляет собой физический или психологический недостаток, который влечёт за собой некоторые отклонения от нормального развития. Врождённые и приобретённые дефекты относятся к первичным нарушениям, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов как у взрослых, так и у детей.

Также читайте характеристику детей со зрительными отклонениями, и как получить инвалидность по зрению.

Бинокулярное зрение – что это такое, как проверить

Зрение, которое позволяет человеку видеть одинаково хорошо обоими глазами, различать форму изображения и примерное расстояние до него, в офтальмологии называется бинокулярным. Если оно не нарушено, то человек может видеть не только предметы перед собой, но и сбоку, сверху и снизу. Бинокулярное зрение называется стереоскопическим, начинает развиваться еще в младенческом возрасте. Ребенок в возрасте двух лет уже может хорошо видеть одновременно обоими глазами, а полное формирование рассматриваемого типа зрения заканчивается к 16 годам.

Что служит основанием для формирования правильного бинокулярного зрения

одновременное восприятие картинки двумя глазамиБинокулярное зрение позволяет четко видеть изображение, определять форму, размеры и расстояние до предмета.

Рассматриваемый тип зрения формируется не у всех людей. Для того, чтобы бинокулярное зрение было в пределах нормы, нужно наличие следующих факторов:

  • работа центральной и периферийной нервной системы без патологий и нарушений;
  • совпадение степеней рефракции в обоих глазах;
  • одинаковая форма и размеры роговичного слоя в обоих глазах;
  • нормальное строение хрусталика и сетчатки глаза;
  • абсолютная симметрия глазных яблок (местоположение их может меняться вследствие травмы или растущего новообразования);
  • одинаковый уровень зрения в глазах;
  • точная работа мышечной ткани органов зрения;
  • оптическая среда без патологий в обоих глазах.

Только присутствие всех вышеперечисленных факторов создает условия для нормального развития бинокулярного зрения. «Выпадение» одного из условий приводит к нарушениям видения изображений.

Кроме этого, важную роль играет правильное развитие и формирование коры головного мозга. Бинокулярное зрение сформируется только в том случае, если указанная часть головного мозга в состоянии воспринять одновременно две «картинки» из обоих глаз, «слить» их воедино и послать нужную информацию в зрительный отдел головного мозга. Поэтому у детей с врожденными патологиями коры головного мозга страдает зрение.

Как проверить бинокулярное зрение

Любые обследования нужно проходить у врачей, офтальмологи с помощью специальных приспособлений могут в считанные минуты определить, присутствует ли бинокулярное зрение или имеются какие-то нарушения. Но существует несколько методов, которые позволяют провести проверку и в домашних условиях.

Неправильное чтение

Человеку дают в руки карандаш, который должен быть приставлен к кончику носа. Взгляд обоих глаз фокусируется на нем. Перед проверяющимся кладут лист с печатным текстом и просят человека прочесть его. Во время чтения нельзя перемещать глазные яблоки, передвигать листок с текстом и двигать головой.

Если бинокулярное зрение сформировано и развито нормально, то человек без труда сможет разобрать и прочитать текст. Делается это благодаря боковому зрению, а также возможности видеть снизу. В коре головного мозга изображения сольются в единую картинку, которую можно различить без труда.

Свернутый лист (по Соколову)

опыт СоколоваОпыт Соколова для проверки бинокулярного зрения.

Человеку приставляют к одному глазу лист бумаги, свернутый в трубочку или любой полый цилиндр. Нужно сфокусировать взгляд на любом предмете вдали, затем перед вторым глазом разместить ладонь руки на уровне наружного края цилиндра. Если бинокулярное зрение работает в пределах нормы, то полученное изображение человек опишет как «ладонь с дыркой посередине, сквозь которую отчетливо виден предмет».

Четырехточечный тест

Проверка бинокулярного зрения четырехточечным методом.

Этот метод проверки бинокулярного зрения считается самым точным. Перед проверяющимся расставляют четыре предмета: красный, белый и два зеленых – это могут быть, например, кубики. Затем нужно надеть очки с разными линзами, одна из которых красного цвета, а другая – зеленого.

При нормально сформированном зрении рассматриваемого типа человек сможет различить и предметы, и их истинные цвета. При нарушениях он запутается в цветах предметов и совсем не увидит белый.

Опыт Кальфа

Проверяющемуся дают в руки два карандаша, один из которых расположен горизонтально, а второй вертикально. Требуется соединить эти два карандаша, подвести один к другому так, чтобы они соприкоснулись. Если бинокулярное зрение нарушено, то человек не сможет выполнить задание, так как не может адекватно оценить расстояние между карандашами.

В офтальмологическом кабинете уровень рассматриваемого типа зрения проверяют при помощи щелевой лампы, монобиноскопа, офтальмоскопа, авторефраткометра.

Возможные нарушения

Бинокулярное зрение может быть нарушено по самым разным причинам:

  • патологии ствола головного мозга;
  • частые и протекающие с осложнениями инфекционные заболевания;
  • хроническое отравление;
  • патологические изменения в мышцах органов зрения;
  • болезни полости глазницы;
  • новообразования головного мозга и глаз.

Чаще всего нарушением бинокулярного зрения становится косоглазие, которое лечится коррекцией очками или линзами, специальной гимнастикой для глаз, физиотерапией или хирургическим путем.

Профилактика нарушений бинокулярного зрения

Чтобы избежать нарушений такого типа зрения, нужно придерживаться следующих рекомендаций офтальмолога:

  • нагрузка на глаза должна быть умеренной;
  • зарядка для органов зрения должна выполняться регулярно, тем более в случае хронического перенапряжения глаз;
  • строгое соблюдение режима сна и бодрствования;
  • отказ от алкоголя;
  • своевременное обращение к офтальмологам для профилактических осмотров и диагностики заболеваний глаз.

Бинокулярное помогает ориентироваться в пространстве и вести полноценную жизнь. Нужно лишь приложить некоторые усилия для его сохранения, чтобы не пришлось впоследствии заниматься лечением и коррекцией.